Семейный альбом
Пара десятков фотографий в забавном цветастом альбоме. Казалось бы, что здесь такого: клочки бумаги, блестящая пленка, пластик, картон. Но какую огромную ценность они несут для одной отдельно взятой семьи.
Это истории, эмоции, лучшие секунды наших жизней, навсегда украденные фотопленкой, и пусть!
Пробежишься по ним взглядом, и время повернуто вспять.
Искусственный гербарий, сохраненный для себя и своих детей, лучший в мире передатчик эпох, судеб, характеров людей. Если глаза - зеркало души, то семейный альбом - память сердца. Я открываю первую страницу: Моя юная бабушка смеется и кружится в самозабвенном танце под какой-нибудь шлягер 60-ых, может, даже под Окуджаву. Ее кудрявые волосы зависли в воздухе, и юбка замерла струями в создавшемся движении. На траве стоит приемник, и расстелена клетчатая скатерть. Все это я вижу, потому что камера смотрит на нее влюбленными глазами дедушки. Еще несколько кадров: Летний московский парк, девушки в легких юбках до тоненьких щиколоток и юноши в длинных брюках со стрелками. Они культурно беседуют около фонтанов, как и полагается молодежи того времени, на фото - всеобщая радость и воодушевление перед светлым советским будущим, в котором каждому уготовлено место. Перелистнем историю на 40 лет вперед: Начало нового столетия. Архитектурный институт. Моя сестра и ее друг с гордостью демонстрируют свои дипломные работы. На ватманах чертежи и проекции, кропотливо выведенные рукой линии и схемы - этим людям точно не занимать терпения. Они - трудолюбивые студенты, уставшие, но ужасно довольные. Длинные ночи под ярко светящей прямо в глаза настольной лампой не прошли даром, экзамен сдан, и им ничего больше не надо. А в окнах пылает солнце и дикая, бушующая листва всех оттенков зеленого и желтого. Кого же она мне так напоминает?
Возвращаюсь на 20 лет назад: На снимках моя мама и заснеженное поле. Это жилистое, скуластое лицо, острый подбородок и аккуратные, красные губы. Глаза цвета неба, озер, самых холодных ледников, в которые будто пролили литры искусственной синей краски. Небо сливается с землей в почти стерильной белизне, день такой ясный, что режет глаза, из тех, когда кажется, что твоё зрение подобно рентгену, и ты увидишь звезды, прошлое, будущее, всю вселенную. На горизонте небольшой сероватый лес, и хлопья снега падают ей на иссиня-черные, коротковатые волосы, ложатся на ресницы, заваливаются в рукава и за шиворот, но снег никогда не покроет ее полностью. Она выделяется на этом фоне, как черное пятно, почти как и в жизни - моя таинственно-серьезная мама. Метель постепенно окутывает ее, она отдаляется, но не отводит глаз. Эти фото, как картины, фотограф сменяет ракурс, и я вижу не менее прекрасную, замершую реку, морозные слои разводов на льду, окоченевший песок, ее мигающий силуэт в черной шубе с широкими рукавами, отливающей бурым. Посреди этого холодного сна она похожа на царицу зимы. Жизнь, которая в ней кипит румянцем на щеках, та же самая, что внутри застывшей на три месяца природе...
Carpe diem - ловите момент, как разноцветных бабочек в сачок - объектив фотографа. И они уже никогда не упорхнут от вас, ни в чащи лесов, ни в пути к солнцу, ни в бесконечные синие дали, ни в закоулки памяти. Большое не поглотит малое. Года не сольются в бесконечно несущуюся реку событий. От жизни не останется одно яркое, но мимолетное воспоминание.
Спасибо за этот рассказ подруге моей дочери - Ксюше.
Так чувствуют дети "Семейный альбом" в свои 16 лет.